Специальный обзор Технического Регламента ЕС по F-газам

ENVI предлагает полностью отказаться от использования фторсодержащих газов в период между 2015 и 2020 годами

С Европой, переживающей более прохладное, чем в среднем, лето, и продолжающийся экономический спад, принятие запрета на F-газы комитетом Европарламента по окружающей среде, здравоохранению и безопасности пищевых продуктов (ENVI) стало горячей темой в Европе и за рубежом.
Европа была лидером в принятии прогрессивной экологической политики. Сейчас, в соответствии с голосованием по законопроекту ENVI от 19 июня, использование фторсодержащих газов должно быть запрещено в приборах кондиционирования воздуха и холодильниках к 2020 году. Если этот запрет F-газов вступит в силу, как регламент, это окажет существенное влияние на рынки не только в Европе, но и в Соединенных Штатах, Японии, Китае и развивающихся странах.

По мнению членов Европейского парламента, в целом применение сильнодействующих гидрофторуглеродных (HFC) парниковых газов должно быть сокращено на 84% к 2030 году. Законопроект был принят 48 голосами против 19 при 1 воздержавшемся. После запрета на хлорфторуглероды (ХФУ) в 1980-х, призванного остановить разрушение озонового слоя, этот законопроект нацелен на использование нескольких других фторсодержащих газов. F-газы могут иметь парниковый эффект в тысячи раз сильнее, чем эквивалентное количество СО2.

ENVI предлагает полностью отказаться от использования фторсодержащих газов в период между 2015 и 2020 годами в нескольких новых секторах, где возможны безопасные, энергосберегающие и экономически эффективные альтернативы. Депутаты говорят, что общее использование HFC должно быть уменьшено лишь на 16% от текущего потребления к 2030 году, в то время как Европейская Комиссия предложила ранее 21%.

Над Проектом Регламента по F-газам работали три организации — Европейская комиссиия, Европейский парламент и Совете ЕС. Европейская комиссия начала работу по пересмотру Регламента по F-газам около трёх лет назад, проводя встречи с заинтересованными сторонами и собирая мнения от промышленных групп. После этого процесса, Европейская комиссия представила проект отказа от F-газов в Европейский парламент. В ответ ENVI сфокусировалась на F-газах с высоким потенциалом глобального потепления (GWP) и предлагает поэтапный отказ от большей части ГФУ. Было запланировано обсуждение законопроекта в Совете ЕС, но система в последнее время претерпела изменения и теперь запланирована встреча, которая состоится между всеми тремя руководящими органами.

Человеческое общество добилось больших успехов, благодаря, в частности, кондиционеру, изобретённому около 100 лет назад доктором Уиллисом Карриером (Willis Carrier). Тем не менее, эти достижения также привели к разрушению озонового слоя и глобальному потеплению. Хладагенты, используемые в кондиционерах, являются одной из причин этих экологических проблем. Поэтому направление, в котором пойдёт развитие хладагентов — это критическая проблема, которая должна быть решена не только в развитых странах, но и в развивающихся странах, где рынки кондиционирования быстро расширяются. К сожалению, мы стоим на перекрёстке по принятию важного решения по выбору хладагента, и мировая индустрия кондиционеров колеблется в выборе курса.

Если лица, принимающие решения примут неверное решение, то, в дополнение к нерешённым экологическим проблемам, это также создаст большие риски в отрасли кондиционирования. Таким образом, лица, разрабатывающие следующее поколение регламентов по хладагентам, обременены большой ответственностью.

Интервью с промышленными ассоциациями и группами

JARN взял интервью у представителей промышленных групп о предложения ENVI по поэтапному отказу от ГФУ.

Японская Промышленная Ассоциация по Охлаждению и Кондиционированию (JRAIA)
ENVI приняла предложение запретить F-газы, но на данный момент нет никакого реального плана, чтобы найти альтернативные хладагенты к 2020 году, так что отрасль сталкивается с трудной дилеммой. Если альтернативные хладагенты не будут найдены, мы рискуем остаться в ЕС без кондиционирования воздуха и охлаждения продуктов. Реалистично говоря, я думаю, что мало шансов на запрет F-газов в его нынешнем виде.

Что касается запрета на предварительную зарядку оборудования (статья 12) и распределение квот (статья 14) в Регламенте по F-газам, Министерство экономики, торговли и промышленности (METI) и JRAIA предоставили в ЕС наше мнение о том, что на наш взгляд, для обеспечения справедливости корпоративной деятельности, запрет на предварительно заряженное оборудование должен быть тщательно рассмотрен так, чтобы он не стал нетарифным барьером.

Европейское партнёрство по энергетике и окружающей среде (EPEE)
Промышленность поддерживает амбициозный закон по радикальному сокращению эмиссии F-газов на 65% к 2030 году. Мы также поддержали новаторские рыночные механизмы для достижения этого сокращения, в которых сбалансированы экологические цели и экономическая эффективность. Мы очень разочарованы тем, что ENVI выбрал курс политики командования и управления с самой высокой ценой, за который придётся платить европейцам.

F-газы используются во множестве продуктов, которые обеспечивают теплом и холодом дома, супермаркеты, и здания. Они используются, потому что они являются безопасными, эффективными и не вредят озоновому слою, но они являются парниковыми газами и должны внимательно регулироваться.

Члены EPEE всегда ищут оптимальное решение хладагента, но не существует идеального хладагента для всех применений. Поэтому законы должны быть гибкими, чтобы быть в состоянии справиться со многими технологиями и секторами.

EPEE призывает лиц, принимающих решения и впредь оказывать поддержку поэтапному сокращению для достижения климатических целей в Европе и поддержать 30 миллиардную евро экономику, более 200 000 прямых рабочих мест и миллионы косвенных рабочих мест в Европе.

Институт по кондиционированию, отоплению и охлаждению (AHRI)
Мы не удивлены голосованием ENVI, поскольку они продолжают осуществлять свою повестку дня ориентируясь только на GWP (ПГП, потенциал глобального потепления) хладагентов, не смотря на все факторы: производительность, безопасность, экономику и коммерческую доступность. Мы работаем с нашими партнёрами в Европе, чтобы увидеть, что предложение ENVI не будет принято всем парламентом и Советом ЕС.

AHRI поддерживает продолжающиеся усилия США и их Североамериканских партнёров участвовать в дискуссиях в рамках Монреальского протокола, особенно североамериканских изменений, касающихся глобального решения для ГФУ, и мы продолжаем поддерживать выбора хладагента, а не запретов.

Я продолжал заявлять, что AHRI был мировым лидером в области исследований по поиску альтернатив с низким потенциалом глобального потепления для различных применений HVAC & R. AHRI профинансировал и управляет Программой оценки альтернативных хладагентов с низким потенциалом глобального потепления (Low-GWP AREP); на начальном этапе эта программа близка к завершению с 38 хладагентами, проходящими испытания в 12 типах HVAC&R оборудования. Таким образом, мы, как промышленность, делаем нашу часть для обеспечения хладагентами пользы здоровью, безопасности, производительности и комфорту граждан во всём мире самым экологически ответственным возможным способом.

Комментарии от ведущих производителей

JARN также спросил мнения некоторых производителей, которые приведены ниже:

Комментарий от одного ведущего мирового производителя
В настоящее время хладагенты на основе ГХФУ и ГФУ используются в промышленности кондиционирования воздуха в больших количествах. Отраслевые ассоциации крупных стран, а также производители хладагентов и кондиционеров стремятся выбрать хладагенты следующего поколения, но они до сих пор не нашли идеального решения.

Если запретить HFC хладагенты к 2020 году в соответствии с предложением ENVI, которое также включает в себя запрет на экспорт, выбор альтернативных вариантов хладагентов для развивающихся стран, большинство из которых в настоящее время всё ещё используют ГХФУ, значительно сузится. Из оставшихся вариантов хладагентов их безопасность должна быть на первом месте.

Европа имеет строгие экологические нормы, а также строгие стандарты безопасности. На основе этих стандартов безопасности, пропан не может быть использована в кондиционерах для бытового использования в Европе в связи с опасностью взрыва.

Недавно Агентство по охране окружающей среды (EPA) обнародовало предупреждение для домовладельцев, производителей, подрядчиков и техников о потенциальной опасности, связанной с использованием пропана или других несанкционированных хладагентов в домашних системах кондиционирования воздуха.

Ещё один ведущий японский производитель выразил следующее мнение
В стремлении достигнуть своей цели 20-20-20, Европа сталкивается с насущной проблемой. Голосование ENVI о запрете F-газов указывает на чувство срочности в ЕС по снижению выбросов СО2 любой ценой.

Однако влияние фторсодержащих газов на окружающую среду не должно измеряться лишь с точки зрения их значение GWP. Многие группы в отрасли кондиционирования воздуха призывают всесторонне оценить хладагенты на основе их безопасности и энергоэффективности использования в дополнение к GWP. Доклад Группы по техническому обзору и экономической оценке (ГТЭЭ) ООН по окружающей среде (ЮНЕП) также призывает к оценке воздействия на окружающую среду кондиционерных хладагентов на основе характеристики климатического жизненного цикла (life cycle climate performance, LCCP).

Выбор следующего поколения хладагентов не исключительно на основе значения GWP, но их многогранная оценка, является более разумным и практическим подходом к этому важнейшему вопросу.

UTC Carrier любезно написал для JARN следующее
Carrier непрерывно оценивает лучшие варианты хладагента для всех приложений. Хотя ГФУ являются парниковыми газами, важно помнить, что они необходимы как заменители озоноразрушающих хладагентов. Например, в чиллерах, HFC-134a заменил ХФУ-12 для решения проблемы озона при одновременном снижении GWP на 80%, что является значительным экологическим прогрессом. Государственная политика в настоящее время ищет дальнейшие пути для уменьшения парникового воздействия ГФУ, хотя мы ещё не утвердили альтернатив для всех приложений. Важно, чтобы отрасль имела достаточно времени, чтобы в полной мере развивать энергоэффективные альтернативы, чтобы мы могли продолжать обслуживать наших клиентов с технологиями сохранения продуктов питания, повышения производительности труда и уменьшения количества смертельных случаев, связанных с перегревом. Как и раньше, Carrier стремится к поиску альтернативного хладагента, который минимизирует воздействие на окружающую среду и максимально повысит эффективность энергопотребления, служа потребностям клиента.