2018/01/21
Российская экономика показывает тенденцию к росту. Российский рубль немного восстановился в 2017 году после снижения курса за два предыдущих года, и цены на нефть снова растут. В 2017 г. средняя обще-годовая температура воздуха в целом по стране была ниже, чем обычно, в отдельных районах снегопады были зафиксированы даже в апреле. Полноценного лета в России не было. Соответственно, российский рынок бытовых кондиционеров (RAC) в 2017 году составил около 1 млн единиц, в основном без изменений по сравнению с предыдущим годом.
Продажи полупромышленных моделей (PAC) выросли всего на 4,8% в годовом исчислении, с объемом продаж 58 тыс. единиц. Неблагоприятные условия для роста продаж в 2017 году были обусловлены, в первую очередь, небольшим количеством новых строительных проектов. В значительной степени новое строительство сместилось в сторону промышленных зданий, а также объектов инфраструктуры и стадионов к чемпионату мира по футболу ЧМ-2018, который пройдет в России в июне-июле 2018 года.
В большинстве регионов России зимой очень холодно, а окна и двери зданий всегда закрыты. Таким образом, воздух внутри помещений относительно несвеж. Решая эту проблему, некоторые производители RAC добавляли в свои кондиционеры такие функции, как подача свежего воздуха, его очистка и обогащение положительно и отрицательно заряженными ионами. Здания в России имеют толстые стены, следовательно, при закрытых окнах и дверях в помещениях тихо. Поэтому большим спросом пользовались мало-шумные кондиционеры воздуха, и некоторые производители наладили выпуск именно таких кондиционеров.
Японские производители доминировали на российском рынке RAC с долей около 50%, но к 2017 году их доля снизилась примерно до 20%. На рынке преобладают китайские и южнокорейские производители бытовых кондиционеров с удельным весом около 80%. Продажи недорогих неинверторных кондиционеров несколько выросли, но доля рынка инверторных кондиционеров снизилась пропорционально.
LG и Samsung являются влиятельными брендами на российском рынке и имеют высокие показатели продаж. Samsung назвал российский рынок приоритетным, назначил одну из климатических компаний своим официальным дистрибьютором и поставляет через него весь спектр кондиционеров Samsung, в том числе VRF- и мульти-сплит системы. Samsung имеет склады в 20 регионах России, а также собственную логистическую компанию.
Китайские товары выигрывают конкуренцию на рынке России благодаря своей эффективно просчитанной ценовой политике. Так, Midea еще больше укрепила свои позиции на российском рынке, действуя через региональных дистрибьюторов. Дистрибьюторы Haier опережают конкурентов в проектах с государственной поддержкой и в области розничных продаж. Gree создала профессиональное оборудование под двумя брендами: Gree и Tosot.
Существенно увеличили свой удельный вес на рынке два OEM бренда — Kentatsu и Ballu. Electrolux также увеличил объем продаж.
В 2017 г. в Москве прошла 13-я Международная специализированная выставка «Мир Климата-2017». Экспонентами этой выставки выступили в общей сложности 280 ведущих производителей и дистрибьюторов продукции HVAC, а также монтажных, проектных и инжиниринговых компаний из 25 стран мира. Среди участников выставки были такие бренды, как Gree, Haier, Hisense, Midea, TCL, LG, Samsung, Mitsubishi Electric, Toshiba Carrier, Bosch, Schneider Electric и Wolf, в то время как другие бренды приняли участие в выставке на стендах своих официальных представительств и российских дистрибьюторов. Очередная выставка «Мир Климата» пройдет с 27 февраля по 2 марта 2018 года.