Во время Международного симпозиума по новым хладагентам и экологическим технологиям 2016 (Кобе-симпозиум), который проходил с 30 ноября по 1 декабря в Кобе, Япония, JARN взял интервью у д-ра Стивена О. Андерсена, Институт управления и устойчивого развития (IGSD), чтобы узнать о сегодняшних тенденциях, стратегии и прогнозах на будущее относительно хладагентов.
Dr. Stephen O. Andersen (A): Я уволился из Агентства по охране окружающей среды США (EPA), и я присоединился к IGSD, которая является неправительственной организацией (NGO). В течение почти десяти лет я работал над наукой, технологиями и политикой по поэтапному отказу от гидрофторуглеродов (HFC).
J: Я до сих пор помню, что я спрашивал Вас о HFC в то время.
A: В том интервью я правильно сказал, что гидрохлорфторуглероды (HCFC) с низким потенциалом глобального потепления (GWP) могут быть на рынке дольше, чем HFC с высоким GWP. В настоящее время хладагенты гидрофторолефина (HFO) превосходят как HCFC, так и HFC, в области эффективности использования энергии, потенциала истощения озона (ODP) и GWP во многих применениях для охлаждения и кондиционирования воздуха. Но HFC-хладагенты c более низким GWP столь же полезны в сокращении HFC, как были полезны хладагенты HCFC в отношении прекращения использования хлорфторуглеродов (CFC).
J: Что Вы думаете о хладагентах с низким GWP на мировом рынке?
A: Мы видим из сегодняшних сообщений, что Япония быстро продвигается к R32, и теперь кондиционеры на R32 продаются во многих странах мира в качестве замены продуктов на R410A. В Европе все больше и больше комнатных кондиционеров (RAC) на R32 устанавливаются в квартирах.
Однако есть и другие хладагенты с GWP как у R32, которые только выходят на рынок. Это смеси HFC и HFO, и они могут захватить долю рынка у R32, потому что они будут менее огнеопасными, иметь тот же GWP и сопоставимую эффективность.
J: Не могли бы Вы прокомментировать решение Daikin предложить свободный доступ к определенным патентам Daikin по оборудованию для кондиционирования воздуха с использованием R32 в глобальном масштабе?
A: Япония всегда была разочарована тем, что мир выбрал R410A, потому что R410A имеет высокий GWP, низкую энергоэффективность и ведет себя плохо при высоких температурах окружающей среды.
Около 2012 года правительство Индонезии обратилось к японскому министерству экономики, торговли и промышленности (METI) и японским компаниям с просьбой помочь в поиске более эффективных хладагентов. Вместе с Программой развития Организации Объединенных Наций (UNDP) я приехал в Японию, и у нас состоялось очень важное совещание, на котором мы все согласились с японским консенсусом относительно необходимости повторного введения R32 в качестве чистого хладагента, который имеет высокую энергоэффективность и низкую цену.
На втором этапе компания Daikin щедро предоставила патенты по R32 для публичного использования в течение нескольких лет. Сначала компания Daikin выпустила патенты для развивающихся стран в рамках статьи 5 Монреальского протокола и, наконец, выпустила патенты, позволяющие всем странам использовать R32. Это очень щедрое предложение в духе глобального сотрудничества и защиты климата. По всему миру было продано много кондиционеров с более высокой эффективностью с использованием хладагента R32.
И следующим замечательным шагом является проект, над которым я сейчас работаю в Индии, где компания Daikin India предложила помощь в производстве первого высокоэффективного R32 RAC, продаваемого по доступным ценам. Чтобы обеспечить прибыль при недорогих кондиционерах, мы должны обеспечить большой объем продаж, и мы намерены сформировать команду, чтобы обучить пользователей покупать кондиционеры с более высокой эффективностью, более высоким качеством и более высокой надежностью по доступной цене. В Индии, при содействии правительства и компаний Японии было проведено обучение технических специалистов для безопасного внедрения использования R32, который является легковоспламеняющимся.
J: Почему R32 не включен в список Significant New Alternatives Policy (SNAP) Агентства по охране окружающей среды США (US EPA) для сплит систем?
A: Мировая индустрия кондиционеров изучает воспламеняемость хладагентов, безопасный дизайн изделий и безопасную установку и обучение технических специалистов.
В случае кондиционеров с производительностью до 5 тонн, заряд R32 мал, и критического риска не будет, даже если хладагент будет выпущен в зоне пребывания людей. Текущая стратегия заключается в ограничении заряда легко воспламеняющихся хладагентов при сохранении производительности.
EPA уже одобрило использование R32 в некоторых приложениях и, как ожидается, предоставит больше разрешений. Единственный вопрос будет состоять в том, каковы условия его использования для безопасности, и эти условия будут включать что-то о размере заряда, систему безопасности, обучение и дисциплину владельца.
Но даже когда EPA одобрит R32, существуют также местные регулирования и строительные нормы и правила, поэтому необходимо предпринять значительные усилия для устранения препятствий.
J: Что Вы думаете о хладагенте пропане (R290)? Китай пытается продвигать кондиционеры на R290.
A: В Китае наблюдается большой прогресс в области RAC на хладагенте R290, потому что он очень эффективный и недорогой, и некоторые ведущие производители начали производство R290 RAC. Большинство экспертов согласны, что R290 безопасен в RAC производительностью около одной тонны или менее. Но для R290 очень сложно достичь большой мощности из-за его горючести.
Китай внимательно изучает вопрос пересмотра норм безопасности. Это очень позитивный момент, и его следует повсеместно поощрять. Однако это очень сложно, потому что воспламеняемость — это не просто проблема общественных отношений, это проблема безопасности. Вы должны обеспечить безопасность грамотным проектированием, обучением и дисциплиной инженеров.
В настоящее время разрабатываются активные системы безопасности, которые могут преодолеть опасность более высокой загрузки хладагента R290. Например, возможно обнаружить утечку хладагента и затем, чтобы избежать утечки внутри здания, выпустить его за пределы здания. Имея надежную систему активной безопасности, вы можете производить более крупные кондиционеры с использованием R290.
Что касается транспортировки, отгрузка кондиционеров с хладагентами R290 является гораздо менее сложным делом, чем отгрузка аэрозольных косметических продуктов с использованием углеводородов в качестве пропеллентов. Я думаю, что доставка — не такая большая проблема, и ее стоимость не так велика.
J: Как Вы думаете, возможно ли, что Соединенные Штаты с новым президентом выйдут из Парижского соглашения?
A: Я думаю, имела место очень агрессивная политическая кампания, и что многие люди говорили то, о чем они уже сожалеют, и они уже возвращаются к более разумной позиции.
Реальность такова, что Парижское соглашение необходимо для сохранения процветания. Без защиты климата нет процветания, нет счастья ни для кого. Поэтому я думаю, что более спокойные умы восторжествуют, и когда люди внимательно посмотрят на науку и внимательно посмотрят на руководство компаний и куда будет развиваться рынок, я думаю, что все согласятся соблюдать поправку к Монреальскому протоколу по HFC, соблюдать Парижское соглашение и укреплять оба эти соглашения.
Мы должны быть терпеливыми с политикой, потому что это всегда сложно. За 30-летнюю историю Монреальского протокола было много проблем для той или иной страны, которые временно замедляли защиту озона в стратосфере, но всегда эта задержка была решена, и прогресс продолжался.
Этот импульс поддерживается и, как Вы видели в сегодняшних презентациях, имеется огромный объем работы Японии и японских компаний для Монреальского протокола.
J: Каковы Ваши будущие стремления?
A: Мои стремления состоят в том, чтобы успешно начать внедрение HFC и укрепить график поэтапного перехода так быстро, как позволят технологии, и, особенно, чтобы быть уверенным в том, что мы будем добиваться сверхэнергоэффективности одновременно с заменой хладагентов. Когда приезжаю в Японию, я всегда чувствую, что я возвращаюсь домой, потому что разделяю японскую точку зрения, что сотрудничество и консенсус могут решить любую проблему — даже климат.