Источник: Салон AV автор: Руслан ТАРАСОВ |
|
Игра словИнтересно, чем руководствовались люди, решившие назвать электромонтажный завод, строительство которого началось в 1947 году в Осаке, поэтическим и, казалось бы, совсем не профильным именем, которое в переводе с японского означало «Три океана» (San Yo)? Какое-то объяснение дает сама эпоха: люди восстанавливали разрушенное войной хозяйство, строили новую жизнь, связывая с ней самые светлые надежды и мысли. Но, скорее всего, у основателей завода были небеспочвенные амбиции — сделать выпускаемую продукцию известной не только в своей стране, но и по всему миру. Как бы там ни было, но когда завод уже был готов к запуску, в апреле 1950 года название нового предприятия окончательно определилось в учредительных документах как Sanyo Electric Co., Ltd. А спустя еще несколько лет продукция этой фирмы действительно стала известна и на других берегах трех океанов: Тихого, Атлантического и Индийского. В те времена в Японии компании с «Electric» в названии основывались едва ли не каждый день. Большинство так и не получило известности. Лишь некоторые из них впоследствии сумели стать гигантами электронной индустрии. И только единицы могут причислить себя к генераторам самых удивительных идей и ноу-хау. Однако самым быстрым рывком вверх могла похвастать разве что Sanyo. Моментально став ведущим производителем генераторных фар для велосипедов, всего за несколько лет фирма вошла в число ведущих японских экспортеров, отправляя ежемесячно за границу свыше 100 тысяч комплектов своей продукции. Взлет тем более удивительный на фоне другого факта: вплоть до 1952 года, кроме этих лампочек, Sanyo ничего и не выпускала. К настоящему времени Sanyo Electric тоже выросла до всемирной корпорации со штатом в 50 тыс. сотрудников, объединяющей 151 дочерних компаний и филиалов в 27 странах мира. Однако в своей деятельности Sanyo Electric преследует несколько иную цель — не удивить, а удовлетворить потребителя. Имея, как и прочие гиганты, собственные узкопрофильные производства, научные и опытно-конструкторские подразделения, группа выпускает такую продукцию, которая наилучшим образом приспособлена к тому или иному рынку и нуждам потребителя. Кто покупает электронику и бытовую технику Sanyo? В компании считают, что это, прежде всего, люди, которые хорошо информированы и которым не безразличны проблемы охраны окружающей среды. Игра идейГенераторные фары оказались весьма востребованным товаром. Однако возглавлявший в 50-е годы Sanyo Electric Иуё Тошио (Iue Toshio) решил, что на одних велосипедных аксессуарах компания далеко не уедет. Он считал, что предприятие, способное применять самые передовые технологии, должно себя обязательно в них проявить. В 1952-м символом этой новизны стал первый в японской индустрии радиоприемник Sanyo SS-52 с пластиковым корпусом. Правда, гораздо больший успех имели другие новинки, выпуск которых освоила Sanyo в первое свое десятилетие. На американский рынок компания вышла с недорогим, но качественным и надежным ламповым радиоприемником, который экспортировался под маркой RCA. На внутренний рынок — с собственной стиральной машиной (1953), с черно-белыми телевизорами (массовое производство начато в 1955 году), транзисторными радиоприемниками (1956), стереосистемами (1958) и магнитофонами (1960). В тот момент, когда Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос, а советский народ узнал об этом по радио (телеприемники еще были большой редкостью), Sanyo уже серийно выпускала цветные телевизоры и сплит-системы кондиционирования. Удивителен другой факт: ни в какой из перечисленных областей Sanyo не была первооткрывателем. Потому что и не очень стремилась быть. Всякая новая идея моментально подхватывалась Sanyo, но перед тем, как воплотиться в продукции, она проходила длинный этап доводки. Ведь одно дело — произвести новинку и первым выбросить ее на рынок, и совсем другое — такое же изделие, но доступное для широкого круга покупателей. Sanyo преуспевала в последнем. И вот результаты. В 1961 году Sanyo уже может называть себя крупнейшим японским экспортером переносных транзисторных приемников, поставив за границу более миллиона готовых изделий и комплектов kit (требующих досборки). В 1963-м магнитофон Sanyo MR-100 становится бестселлером на мировом рынке. К 1980 году компания доводит выпуск переносных катушечных и кассетных магнитофонов до 15 млн штук в год. В течение трех лет (1975-77) экспорт наручных цифровых часов Sanyo по всему миру достигает гигантской цифры: 1,3 млн штук. Это сейчас такие вещи стоят центы. А в годы своего появления цифровые часы, обладающие невиданными функциями, казались вершиной совершенства и по цене мало отличались от изделий швейцарских часовщиков. Успех часам Sanyo принесла способность подзаряжаться от солнечного света и, конечно же, гуманная цена. За всю историю Sanyo только одно изделие могло нести на себе ярлык «Первого в мире…» — это полностью транзисторная стереосистема DC-600, созданная в 1963 году. Но заслуг Sanyo это не умаляет. Каждый раз, покупая батарейки, включая на зарядку аккумулятор мобильника или разговаривая по радиотелефону, мы даже не подозреваем о том, как много сделала компания, чтобы эти изделия стали удобнее, безопаснее и дешевле. Почему-то СВЧ-печь именно марки Sanyo была выбрана для постоянной экспозиции крупнейшим в мире музеем прикладного искусства Victoria&Albert (Англия). Наконец, еще один любопытный факт. Теперь на каждом углу продаются болванки, на которые можно скопировать компакт-диск или записать mp3. Известно ли вам, что в 1984-м, то есть спустя всего два года после дебюта CD, ученые и инженеры Sanyo уже продемонстрировали опытный образец перезаписываемого диска и CD-проигрыватель с функцией записи? Формат был назван E-DAD (Erasable Digital Audio Disc) и не получил широкого развития только потому, что кое-кто был крайне не заинтересован в его стандартизации. В наше время точно такая же штука носит название CD-R или CD-RW, но в истории Sanyo почему-то не осталось даже упоминания об этой технологии. Игра воображенияОснователи и руководители Sanyo всегда очень трепетно относились к имиджу своей компании. Даже слишком трепетно. Достаточно сказать, что за первое десятилетие существования фирмы логотип торговой марки Sanyo менялся шесть раз! Обычно к смене логотипа прибегают те, у кого дела идут на спад. Новый имидж, выраженный в обновленном логотипе, может придать бизнесу требуемый импульс для дальнейшего развития. У Sanyo все было наоборот. Фирма прогрессировала настолько стремительно, что прошлогодние, узнаваемые потребителями символьно-буквенные изображения марки уже выглядели устаревшими на новом поколении продукции. Только в 1961 году в компании решили положить конец мельтешению логотипов, а заодно — сочинить единый корпоративный слоган. В качестве последнего была утверждена фраза: «Sanyo — all over the world». Лозунг громкий и нескромный, типа «Мир во всем мире», где вместо первого слова — Sanyo. Однако у руководителей компании имелись все основания для подобных амбиций — как мы уже отмечали выше, с экспортом своей продукции у нее проблем не было. Филиалы Sanyo открывались по всему миру. В 1972 году предприятия по производству электроники и бытовой техники Sanyo уже были не только в Азии (там располагалось 9 крупных заводов, включая южно-корейское предприятие с названием Samsung Sanyo Electric Co.), но по одному подразделению появились в Африке, Северной и Южной Америке, Европе. К 1980 году число азиатских заводов увеличилось на 6, а неазиатских — утроилось. Седьмой по счету логотип у компании появился в 1976 году. Он получил рассеченный на три части голубой круг («Люди», «Технологии», «Сервис»), а само слово «Sanyo» стали писать голубыми буковками (подчеркивая этим «океанское» происхождение названия). Спустя десять лет возник и восьмой логотип. Его представили миру как тот, с которым компания войдет в XXI век. Так и вышло. Из всех логотипов именно этот, написанный красным курсивом и с полосатой N, может считаться долгожителем — как раз в этом месяце ему исполнится 17 лет. Поменялся в 1989 году и корпоративный лозунг компании. Наверно, по-японски, в оригинале, он звучит красиво и величественно, но в официальном переводе на английский язык буквально получается следующее: «We love people and the Earth» («Мы любим человека и Землю»). Интересно, сколько миллионов было истрачено на весь этот креатив с постоянной сменой логотипов и лозунгов за всю историю корпорации? Впрочем, ирония тут неуместна. Ведь продвижение на рынке своего брэнда в чисто коммерческих целях имеет и обратную сторону в виде спонсорских отчислений на проведение интересных, полезных или просто зрелищных мероприятий. А у Sanyo спонсорский послужной список за последние 20 лет внушает большое уважение. Вот только самые крупные спонсорские контракты. В 1984 году компания становится официальным спонсором летних Олимпийских игр. В 1989-м выступает спонсором гоночной команды «Формулы-1» Benetton. В 1992-м — церемонии MTV (Europe Video Music Awards). В 1993-м Sanyo спонсирует Мировой чемпионат по бадминтону, а в 1994-м — первые Восточно-Азиатские спортивные игры. В 1995-м компания снова оказывает поддержку гоночной команде «Формулы-1» (на этот раз Williams Renault) и церемонии MTV (Asia Video Music Awards). Командная играВ 1975 году Sanyo на базе собственного предприятия Emerson Electric создала новую компанию, которая вышла на рынок под брэндом Fisher. В 1977-м она же в Европе учреждает торговую компанию Fisher Hi-Fi. Идея была простая: открыть производство высококачественной бытовой аудио- и видеотехники сперва на американском рынке, где вряд ли стоило ожидать больших проблем со сбытом (он тогда испытывал стремительный рост), а после, уже в качестве как бы американской, а не японской марки, проникнуть в Европу. Задуманное осуществить почти удалось. Hi-Fi, который выпускался под маркой Fisher в на рубеже 70 — 80-х, до сих пор с теплотой вспоминают меломаны как по ту, так и по эту сторону Атлантики. Марка становилась все популярнее и популярнее, но начиная с 90-х ее репутация начала снижаться, так как производство аудио- и видеотехники Fisher было отчасти пересмотрено в сторону удешевления и упрощения. Потребитель заметил разницу в качестве между тем, что когда-то называлось Fisher, и тем, что стало выпускаться под этой маркой. Чем был вызван такой переход — известно только топ-менеджерам Sanyo. Вероятнее всего, была поставлена задача увеличить рентабельность производства. Но она была решена самым простым — и губительным для марки Fisher — способом. Компания и поныне продолжает поддерживать этот брэнд, однако каких-то признаков возрождения, увы, пока не наблюдается. Тем не менее в сферу высококачественного воспроизведения звука Sanyo смогла внести посильный вклад. Аудиофилы отлично знают японскую фирму C.E.C., которая получила мировую известность еще в 50-х годах виниловыми проигрывателями с необычной конструкцией механизма привода диска. Не все, правда, знают, что эта компания, выпускающая аудио класса High End, уже давно входит в состав Sanyo Optronics (подразделение Sanyo Electric, занимающейся механизмами для всех видов дисковых устройств и систем хранения данных) и имеет с ней фактически общую исследовательскую лабораторию и конструкторское бюро. И хотя Sanyo Optronics не приносит каких-то особых доходов головной компании (не говоря уже о C.E.C.), так как является узкоспециализированным предприятием, работающим не столько на рынок, сколько на собственные потребности Sanyo и ее ОЕМ-партнеров, пример ее показателен. Таким же образом, объединив усилия своих дочерних предприятий с другими, в том числе и сторонними, компаниями, Sanyo Electric за последние десятилетия создала очень сильное подразделение по производству экологически безопасных воздушных кондиционеров, эффективных элементов питания и солнечных батарей, современных электронных компонентов и медицинской техники. В последние годы особое развитие получило направление, где широко используются LCD-панели: производство сотовых телефонов третьего поколения с цветными дисплеями и цифровых камер, плоских жидкокристаллических телевизоров и проекционных систем. Вот о них напоследок и поговорим. Игра светаНаправление LCD-проекторов, которым Sanyo начала заниматься еще в 1989 году, уже принесло компании солидные дивиденды. В настоящее время Sanyo выпускает полный спектр систем, среди которых есть видеопроекторы для домашнего театра, стационарные для больших залов, портативные для бизнес-презентаций, а также микро- и сверхпортативные проекторы. Развивая технологии отображения визуальной информации с помощью жидкокристаллических панелей, компания превратила LCD-проектор в концептуально новое мультимедийное устройство. Это не просто штуковина, с помощью которой можно получить картинку больше, чем у любого телевизора. Теперь это мультимедийный блок с дистанционным управлением, способный одновременно работать с самыми разными источниками изображения. Модельный ряд проекторов Sanyo Electric постоянно обновляется. Если еще совсем недавно самыми мощными и яркими в мире считались Sanyo PLC-XF40 и PLC-UF10 со световым потоком 7700 люменов, то уже спустя год появился PLC-XF45 с потоком в 10 тыс. люменов (достаточно, например, для получения изображения в затемненной комнате шириной более 9 метров). Еще недавно таким показателем могли похвастать лишь самые дорогие системы, работающие по другому принципу. Современные проекторы Sanyo мультисистемны и поддерживают видеосигналы цветности PAL, SECAM, NTSC. Большинство из них также работает с сигналами компьютерной графики, а некоторые поддерживают и стандарты телевидения высокой четкости. Последние свои новинки Sanyo продемонстрировала на выставке «IFA’2003». Модель PLV-HD10 для профессионального применения дебютировала на берлинском шоу впервые. Этот проектор обладает световым потоком в 6000 люменов и поддерживает полноформатный HDTV-формат благодаря использованию трех LCD-панелей размером 1,65 дюйма с результирующим разрешением 1920 x 1080. Вторая модель — это проектор для домашних кинотеатров Sanyo PLV-Z2, пришедший на смену Sanyo PLV-Z1. Предшественник собрал много наград благодаря высоким характеристикам. У новой модели соотношение характеристики/цена еще лучше: широкоформатное разрешение 1280 x 720, световой поток достигает 700 люменов, уровень контрастности — 1200:1. Теперь есть цифровой DVI-вход и на 2 дБ снижен уровень шума. Проектор PLC-SW30 будет настоящим помощником в бизнесе. При весе менее 2 кг этот малыш, рассчитанный на работу с компьютерной графикой, обеспечивает световой поток в 1200 люменов. Его можно использовать даже в светлом помещении (при условии, если будет исключена прямая засветка экрана посторонними источниками света). PLC-SL15 интересен тем, что допускает непрерывную эксплуатацию и имеет лампы с увеличенным ресурсом (до 5 тыс. часов). Световой поток в 1500 люменов позволяет получить четкую контрастную картинку размером до 4 м в университетской аудитории, а специальная короткофокусная оптика решает все проблемы с размещением в условиях, когда проектор не может быть достаточно удален от экрана — например, в небольшом школьном классе. С таким аппаратом фраза «свет познания», как видите, обретает буквальный смысл. |
1952 Радиоприемник с пластиковым корпусом SS-52. 1960 Цветной телевизор 21-СТ5 1963 Магнитофон, который стал мировым бестселлером 1963 Первая в мире транзисторная стереосистема DC-600 1977 Видеомагнитофон Beta VTC-9000 1980 Кассетные магнитофоны, которые заполонили континенты 1994 Экспериментальный телевизор с трехмерным изображением 2002 Мультимедийный телевизор PLCXR70N с экраном 178 см по диагонали Sanyo экспериментирует: робот Banryu («дракон-хранитель») пока ничего не может делать по дому, но уже в состоянии его охранять |