Ошибки проектирования привели к воспламенению приточной установки

22 ноября 2015

НОРВЕГИЯ: Ошибки в проекте и сбои в работе системы вентиляции и кондиционирования были объявлены причиной пожара на нефтедобывающем судне у побережья Норвегии

В марте этого года в вентиляционной установке машинного отделения переднего хода судна Petrojarl Knarr (PJK) был обнаружен пожар. В результате инцидента никто не пострадал, но команда была вынуждена находиться в спасательных шлюпках, прежде чем огонь был потушен через 30 минут после обнаружения.
 
Следствие, проведенное Норвежской администрацией по нефтяной безопасности (PSA) показало, что пожар начался после сбоя в электропитании во второй половине предыдущего дня. Отказ питания вызвал отключение вентилятора в агрегате, но пар в его теплообменник продолжал подаваться. Это вызвало повышение температуры установки, и, восемь часов спустя, воспламенение кассеты воздушного фильтра.
 
Тот факт, что подача тепла не была прекращена в случае остановки вентилятора, был расценен как дефект конструкции приточной установки.
 
В тот период времени соответствующая служба PJK боролась с повторяющимися сбоями питания, вызванными проблемами с работой газовых турбин, которые обеспечивают судно электроэнергией. Большое количество оборудования на борту после такого типа отказа должно быть перезапущено. Приточная установка, обеспечивающая машинное отделение переднего хода, была запущена в режиме, который предполагал ручной перезапуск вентиляторов после отключения питания. После отключения, произошедшего 23 марта, этого сделано не было.

Несмотря на то, вентиляторы не были перезапущены, пар из паровой системы отопления по-прежнему циркулировал через нагревательный теплообменник. Отсутствие сквозного протока воздуха в результате остановки вентилятора и нагревание в результате подачи пара означали нагрев всего агрегата. Кассеты фильтров, которые имели максимальную расчетную температуру около 70°С, разрушились в результате длительного воздействия температуры примерно в 100°С. В диспетчерской сигналы тревоги от приточной установки после сбоя питания накануне не воспринимались как критические. Им на экране был дан самый низкий приоритет.